Социальный контракт продолжает оставаться одной из самых востребованных форм поддержки малоимущих граждан, а также граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Государство оказывает помощь людям, чтобы они могли самостоятельно повысить свои доходы. В 2023 году для заключения социальных контрактов на Ставрополье выделены средства в объеме 890,16 млн руб. (из которых 95% – средства федерального бюджета и 5% – краевого бюджета). Планируется заключить более 4 тысяч социальных контрактов, и с начала года уже заключено 856 социальных контрактов.
Активно осваивается форма социального контракта в Новоселицком муниципальном округе. Как рассказала начальник управления труда и социальной защиты населения администрации округа Любовь Компанцева, эта работа началась с 2014 года, а особенно интенсивно ведется в последнее время.
Не скрывает своего удовлетворения от изменений в жизни и сама Ольга Гапочка, заключившая социальный контракт в декабре 2022 года, а сейчас активно работающая с детьми в своем новом кабинете, арендованном также при поддержке администрации. Еще студенткой Ставропольского государственного педагогического института она начинала логопедическую практику с репетиторства: занималась с детьми, наблюдала, какие вообще бывают структуры дефектов речи. Институт окончила в 2017-м, а поскольку сама родом из Новоселицкого, сюда и вернулась после вуза, работала воспитателем в детском саду. Причем очень успешно: в 2021 году получила звание «Воспитатель года» в номинации «Педагогический дебют» муниципального этапа конкурса.
– «Стала задумываться о профессиональном развитии, хотелось большей самостоятельности», – рассказывает Ольга Гапочка. – «Но на основание собственного дела денег не было, а всегда хотелось серьезно заниматься любимой профессией. Постепенно все больше набиралось детей для репетиторства, появлялись все более сложные дети. Как-то одна из родительниц спросила, не собираюсь ли я открыть свой специальный логопедический кабинет. Тогда я обратилась с этим вопросом к родителям через социальную сеть, и все написали, что очень этого хотят, поддержали меня. Стало понятно, что потребность такая здесь есть.»
Но как это реализовать? Все-таки обустройство кабинета требовало серьезных затрат на специальное оборудование. А тут как раз Ольга узнала о форме социального контракта, за разъяснениями обратилась в управление труда и соцзащиты, где ей подробно рассказали, как можно осуществить ее задумку, как правильно создать бизнес-план, на какие средства можно рассчитывать. Потом пригласили на встречу с комиссией по рассмотрению соцконтрактов, там молодой специалист поделилась своими планами.
– «Приятно, что меня поддержали. Заключив контракт, получила 350 тысяч рублей. На эти средства закупила компьютерную технику, ноутбук, проектор, на котором показываю детям видеоуроки, а также другое специальное оборудование. На основе собственной практики теперь сама составляю и печатаю пособия для текущей работы с детьми. Некоторые родители даже пожелали приобрести мои пособия, чтобы заниматься с ребятами еще и дома. Потому что домашние занятия в семье необходимы, особенно с непростыми ребятами, а такие у меня тоже есть. На начальном этапе попросила опытных педагогов-наставников посмотреть, насколько верно я работаю. Постепенно начинает приходить свой опыт общения с детьми, теперь уже сама выступаю как супервизор, в феврале три человека обратились с просьбой регулярно консультироваться у меня по профессии. Чаще это молодые специалисты, но есть и логопеды в солидном возрасте, которые хотят освежить свои знания, познакомиться с современными наработками.»
Такие обращения к молодому логопеду не случайны: ее рабочий кабинет представляет собой гармоничное сочетание уютного игрового зала с наполненностью самыми разными современными средствами работы с детьми. Занятия здесь идут с утра до вечера по расписанию, к Ольге Владимировне дети приходят разные, самой младшей нет еще трех лет, это сложная в работе девочка. Тут стоит сказать, что работа логопеда не ограничивается стенами одного кабинета, обязательна тесная связь с другими специалистами – неврологом, сурдологом, при необходимости – психиатром, тогда коррекция идет комплексно. Есть пяти-шестилетние дети, но приходят и подростки, которым требуется помощь.